Написать письмо Сделать стартовой      19 сентября 2007 г.
Прием граждан Контактная информация Карта сайта

Памятка для руководителя общественного объединения по подготовке документов для государственной регистрации вновь созданного общественного объединения.

Статья 30 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях».

ФЗ «Об общественных объединениях» определяет, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о его создании на учредительном съезде, общем собрании (конференции). Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

В развитие данной нормы статья 27 ФЗ «Об общественных объединениях» определяет права общественного объединения, являющегося юридическим лицом и права общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Статья 10 названного закона определяет, что для отдельных видов юридических лиц может устанавливаться специальный порядок регистрации.

Такой специальный порядок государственной регистрации установлен для общественных объединений в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях».

Настоящая памятка разработана на основе законодательства РФ, регламентирующего государственную регистрацию общественных объединений и поможет в подготовке документов для государственной регистрации вновь созданных общественных объединений.

 

1.

Список нормативно-правовых актов.

 

  • Конституция Российской Федерации.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • ФЗ «О некоммерческих организациях».
  • ФЗ «Об общественных объединениях».
  • ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций"

Правила рассмотрения заявлений и принятия Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, утвержденные приказом Минюста России от 25.03.03 № 68.

 

2.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации вновь созданного общественного объединения. 

  1. Заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций".
  2. Сведения об учредителях (Формы № РН0001 Лист А для учредителей – юридических лиц или Лист Б – для учредителей – физических лиц).
  3. Сведения об отделении (организации) общественного объединения для межрегионального общественного объединения (Форма № Р Н 001 Лист В).
  4. Сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени некоммерческой организации (Форма № РН0001 Лист Е).
  5. Сведения о видах экономической деятельности (Форма РН0001 Лист Ж).
  6. Устав общественного объединения в 3-х экземплярах.
  7. Документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица (2000 рублей).
  8. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением.
  9. Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.
  10. Протоколы учредительных собраний структурных подразделений (для межрегионального общественного объединения).
  11. Документы, подтверждающие право на использование личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, в случае использования общественным объединением таковых.
  12. Расписка в получении документов (Форма РН0001 Лист З).

Документы представляются в Управление в 2-х экземплярах (1 экземпляр подлинник – 1 ксерокопии), устав общественного объединения – в 3-х экземплярах лицом, действующим от имени общественного объединения без доверенности или представителем общественного объединения на основании доверенности.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях», документы для государственной регистрации общественного объединения представляются в Управление в течение трех месяцев со дня проведения учредительного собрания.

 

3.

Требования к оформлению документов.

 

  1. Заявление о государственной регистрации общественного объединения представляется в двух экземплярах.
    Заявление подписывается заявителем – лицом, действующим от имени общественного объединения без доверенности в соответствии с уставом.
    В одном из экземпляров заявления подпись заявителя заверяется нотариально.
    К заявлению прилагаются соответствующие приложения согласно Форме № РН0001.
  2. Устав общественного объединения представляется в Управление в 3 экземплярах. Все экземпляры устава представляются в оригиналах. Листы устава должны быть пронумерованы. Одни экземпляр устава должен быть прошит. Устав заверяется подписью руководителя общественного объединения. Все экземпляры устава должны быть идентичны.
  3. Сведения об учредителях общественного объединения заполняются на каждого учредителя и представляются в двух экземплярах. Учредителями общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет (не менее трех граждан). Наряду с физическими лицами, учредителями общественных объединений могут быть юридические лица – общественные объединения.
    Сведения об учредителей должны содержать подписи учредителей, а также подпись руководителя общественного объединения с указанием даты составления сведений.
  4. Выписка из протокола учредительного съезда, Общего собрания (конференции) подается в двух экземплярах и должна содержать следующие данные: дату и место проведения учредительного собрания, список учредителей- участников собрания, сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат), повестка дня, существо принятых решений и результаты голосования по ним, подписи и фамилии председателя и секретаря собрания.
    Согласно статье 21 ФЗ «Об общественных объединениях», в выписке из протокола учредительного собрания должны быть отражены следующие сведения:
    •  о создании общественного объединения,
    •  об утверждении устава общественного объединения,
    •  о формировании руководящих органов,
    •  о формировании контрольно - ревизионных органов.
  5. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения могут быть оформлены в виде гарантийных писем и других документов, подтверждающих его место нахождение.
    Поскольку гарантийное письмо может быть выдано собственником помещения, предоставляемого общественному объединению, к гарантийному письму должна быть приобщена копия право устанавливающего документа на помещение.
  6. За государственную регистрацию общественного объединения взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. В Управление представляется документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет – квитанция или платежное поручение в 2 экземплярах (оригинал и ксерокопия).
  7. Для государственной регистрации межрегионального общественного объединения, в Управление должны быть представлены протоколы учредительных съездов, общих собраний (конференций) структурных подразделений – отделений общественного объединения в других субъектах Российской федерации.
    Требования к оформлению протоколов указаны в пункте 3 настоящего раздела.
  8. Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование в своем названии имен государственных и общественных деятелей, являются решения по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ.
Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование им символики, защищенной законодательством РФ могут быть: регистрационные свидетельства Государственного патентного ведомства РФ, решения судебных органов и другие право устанавливающие документы.

Документы на государственную регистрацию представляются в Управление членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения или его представителями, полномочия которых оформлены в соответствии с Гражданским кодексом РФ в виде доверенности.

Документы также могут быть направлены в Управление почтовым отправлением.

4.

Полномочия Управления при

проверке учредительных документов общественных объединений.

 

Принятию решения государственной регистрации общественного объединения предшествует подготовка материалов к рассмотрению, в ходе которой анализируются устав и другие учредительные документы с точки зрения:

•  соответствия законодательству Российской Федерации,
•  наличия полного перечня требуемых документов,
•  соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления документов,
•  достоверности информации, содержащейся в учредительных документах.

В ходе подготовки документов к рассмотрению специалистами Управления могут быть запрошены дополнительные документы.

Например, поскольку ст.33 ФЗ «О социальной защите инвалидов В Российской Федерации» устанавливает, что учредителями общественных объединений инвалидов могут быть инвалиды и их законные представители, то необходимо представить в Главное управление копии справок ВТЭК учредителей.

Кроме того, для проверки достоверности информации, содержащейся в учредительных документах, в частности в сведениях об учредителях общественного объединения, при подаче документов на регистрацию, необходимо представить для обозрения паспорта учредителей общественного объединения.

Также Управление вправе получать справки, объяснения от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц по вопросам, связанным с государственной регистрацией общественного объединения, направлять запросы в государственные органы и общественные объединения, получать заключения специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией общественных объединений.

 

5.

Требования к уставу общественного объединения.

 

Статья 20 ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что устав общественного объединения должен предусматривать следующие положения:

•  название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму,
•  структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность,
•  условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединений, предусматривающих членство),
•  компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа,
•  порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения,
•  источники формирования денежных средств и иного имущества, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом,
•  порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Статья 19 ФЗ «Об общественных объединениях» определяет, что права и обязанности учредителей общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности указываются в их уставах.

Наибольшее число отказов в государственной регистрации общественных объединений связано с несоответствием уставов общественных объединений требованиям законодательства Российской Федерации.

При составлении устава общественного объединения необходимо обратить внимание на следующие моменты.

  1. В уставе общественного объединения должно быть предусмотрено его название.

    Требования к названию общественного объединения определены в статье 28 ФЗ «Об общественных объединениях». Название общественного объединения должно предусматривать его организационно- правовую форму и территориальную сферу деятельности. Например: Свердловская областная общественная организация «Защита», Свердловский областной общественный фонд «Защита» и т.д.

    В случае наличия сокращенного, краткого, а также наименования на иностранном языке, эти наименования также должны быть указаны в уставе.

    Кроме того, в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий. В названиях общественных объединений не могут содержаться слова «Политическая», «партия» и образованные на их основе слова и словосочетания.
  2. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях» структурными подразделениями общественных объединений являются – организации, отделения, филиалы и представительства. Следовательно общественное объединение может иметь в своей структуре организации, отделения, филиалы и представительства.

    Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры.
  3. Руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения должны быть указаны в его уставе.

    Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.

    Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный высшему органу управления (Совет, Правление, Президиум).

    В общественной организации может быть предусмотрен исполнительный орган (дирекция, директор), в компетенцию которого не входит решение вопросов, относящихся к компетенции других органов.

    Целесообразно включить в устав общественной организации положения о лице, действующем от имени организации без доверенности (Председатель, Президент и т.п.).

    Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание.

    Постоянно действующим руководящим органом также, как и в общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный высшему органу управления.

    Высшим органом общественного фонда может быть съезд (конференция) или общее собрание участников фонда.

    Постоянно действующий руководящий орган фонда – Совет, Президиум или Правление - может быть сформирован Общим собранием, учредителями и (или) участниками фонда, либо решение учредителей, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений. Таким образом, высшим органом управления фонда также может быть собрание учредителей и (или) участников фонда.

    Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
  4. Условия и порядок приобретения членства, права и обязанности членов общественных объединений указываются в уставах общественных объединений, созданных в организационно-правовой форме – общественная организация.

    Общественные объединения, созданные в иных организационно-правовых формах указывают в своих уставах права и обязанности учредителей. В их уставах также могут быть предусмотрены и условия оформления участия граждан в общественном объединении.
  5. Устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию, порядок формирования и сроки полномочий руководящих органов. В уставе должен быть указан конкретный срок полномочий руководящих органов – три года, пять лет или иной срок. Указание в качестве сроков полномочий «до переизбрания», «без срока» и т. п. недопустимо.
  6. Порядок внесения изменений и дополнений в устав может быть указан в отдельном разделе устава. Утверждение изменений и дополнений в уставе общественного объединений относится к компетенции высшего органа управления общественного объединения в соответствии со ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях».
  7. Источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения перечислены в статье 31 ФЗ «Об общественных объединениях».

    Правами по управлению имуществом в общественной организации, общественном движении и общественном фонде обладает постоянно действующий руководящий орган.

    Общественные учреждения осуществляют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником.

    Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности.
  8. В соответствии со статьями 25 и 26 ФЗ «Об общественных объединениях», решение вопросов реорганизации и ликвидации общественного объединения относится в компетенции высшего органа управления общественного объединения. Исключение составляют фонды, которые могут быть ликвидированы только в судебном порядке. Однако, согласно ст. 26 ФЗ «Об общественных объединениях», решение о ликвидации фонда и об обращении с иском в суд о ликвидации может принять съезд (конференция) или общее собрание фонда.

В уставе общественного объединения могут быть предусмотрены и иные положения, соответствующие законам об отдельных видах общественных объединений и законодательству Российской Федерации.

Целесообразно включать в уставы общественных объединений положения о правомочности и порядке принятия решений высшими органами управления и руководящими органами общественного объединения. При этом необходимо учитывать положения ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» в части, касающейся общественных объединений.

 

6.

Заключительные положения.

 

Прием заявлений о государственной регистрации общественных объединений осуществляется специалистами отдела по работе с общественными объединениями и религиозными организациями по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бажова, 47 в часы работы Управления.

Документы для государственной регистрации могут быть направлены в Управление почтовым отправлением с приложением описи документов.

Поступившие в Управление документы рассматриваются в течение 30 дней. Главным управлением может быть принято решение о государственной регистрации общественного объединения или об отказе в государственной регистрации общественного объединения.

Редактирование уставов сотрудниками Управления не допускается.



Справочная служба Управления: (343) 222-22-59

Написать письмо

Сведения, касающиеся работы Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, можно сообщить по телефону доверия (343) 376-55-38 или заполнив электронную форму

ул. Генеральская, 6А

ул. Малышева, 28
ул. Мамина-Сибиряка, 111
ул. Ленина, 69
ул. Бажова, 47